Из истории авиации в Коврове
Фотоальбом
Ковровский аэроклуб
Думается, многие ковровчане даже не подозревают о том, что в нашем городе существовал аэроклуб (далее - АК). А это несправедливо, ведь деятельность аэроклуба – одна из славных страниц истории города. В архивном отделе администрации г. Коврова имеется фонд «Ковровский аэроклуб ОСОАВИАХИМа». Фонд небольшой – пять книг приказов за 1934-1942 гг., несколько ведомостей на выдачу заработной платы и список сотрудников на 1938 год.
.
Школа лётчиков- планеристов
.
Экспозиции Ковровского историко-мемориального музея называют предшественником АК Ковровскую школу летчиков-планеристов, существовавшую уже в 1933 году. В газете «Рабочий клич» от 11 апреля 1934 г. можно прочитать о том, что в Коврове организуется аэроклуб.
Документы городского архива подтверждают эту дату. Первая ведомость на выдачу заработной платы по аэроклубу № 2 датирована сентябрем 1934 г., в ведомости всего 4 человека – начальник АК Симсон, 2 инструктора и сторож. В этой ведомости есть графа «время исчисления зарплаты», у Симсона стоит дата «с 9/IX», у других – с 20 августа, с 7 и 15 сентября. В следующих ведомостях такая графа отсутствует. Очевидно, в сентябре 1934 г. была произведена самая первая выплата зарплаты по аэроклубу. В декабре в ведомости уже 7 человек, появляются начальник планерной станции, начальник хозяйственной части, в июле 1935 г. прибавляются начальник летной части, авиатехник, авиамоделист, а в сентябре 1936 г. (это последняя имеющаяся ведомость) – уже 20 человек. Приказ № 1 также датирован 1934 годом 13-м октября .
Массовое создание аэроклубов в стране в этот период было связано, очевидно, с установлением в 1933 году Дня Советской Авиации – 18 августа.
Аэроклуб входил в систему ОСОАВИАХИМа – Общества друзей обороны и авиационно-химического строительства. Высший орган – Центральный Совет ОСОВИАХИМ СССР, на уровне области – Ивановский областной Совет ОСОАВИАХИМ, а вот кому он подчинялся на месте, по нашим документам установить с достоверной точностью не представляется возможным. Очевидно, в 1935 году – Ковровскому районному Совету ОСОАВИАХИМа. Например, временное исполнение обязанностей начальника аэроклуба возлагается приказом по Райсовету ОСОАВИАХИМа; в состав комиссии по приему планеров включается представитель райсовета, при уходе в отпуск начальника аэроклуба Симсона приказы подписывает председатель райсовета Пахомов. К сожалению, в архиве на хранении нет документов Ковровского районного Совета ОСОАВИАХИМа, зато есть документы городского Совета, в частности, приказы с 1940 года. Так вот приказом горсовета от 2 февраля 1940 г. назначается комиссар аэроклуба – Кокурин Петр Васильевич, до этого он же временно исполнял обязанности комиссара по решению бюро ГК ВКП(б). В 1936 году помполит в аэроклуб назначался еще по решению РК ВКП(б). В 1942 году при ликвидации АК его имущество и инвентарь принимает на временное хранение именно горсовет ОСОАВИАХИМа. Можно только предположить, что сначала аэроклуб подчинялся районному совету ОСОАВИАХИМа, а затем городскому совету .
Эмблема ОСОАВИАХИМа в 30е годы 20 века
Задачи, стоящие перед АК, очень ярко описаны в одном из приказов: воспитывать «соколов нашей родины без отрыва от производства», вносить «авиационную культуру в широчайшие массы трудящейся молодежи», «через посредство ударничества и стахановских методов работы выполнить задания по подготовке оборонных кадров» .
Какие же сведения можно почерпнуть из приказов? Прежде всего, о структуре АК: в приказах упоминается планерная (или летно-планерная) станция, планерные кружки на предприятиях, парашютная вышка (была построена весной 1935 г.), авиамодельная лаборатория, ангары, бензохранилище, самолеты, грузовые машины. Поскольку инвентаризационные ведомости не сохранились, судить о количестве планеров и самолетов можно лишь по косвенным данным. В августе 1935 г. прибывают 4 планера с планерного завода (местонахождение завода не указано), в июле 1935 г. по приказам проходят 2 экипажа и 2 самолета. К слову можно отметить, что в это время начальник авиации области ставил к нам на хранение самолет «Почетный Пионер Каманин». В январе 1939 г. весь летно-технический состав распределяется на 3 звена по 4 самолета за звеном плюс 1 самолет командирский за начальником летной части Голомедовым. В марте 1939 г. – уже 10 самолетов. Если сначала это были только У-2, то в начале 40-х появляются УТ-1 и УТ-2. Самолеты приходили в негодность, их списывали, отправляли в ремонтные мастерские в Ленинград, Иваново, Горький, Москву. Есть приказы о командировке в Вичугу по пересылке самолетов, в Калинин с целью доставки горючего самолету У-2, направляемому в Ковровский аэроклуб .
Вообще в 30-е годы ОСОАВИАХИМовское движение было хорошо развито, и тяга в небо была сильна. Сеть аэроклубов покрыла всю страну. Например, в Ковров прибывали инструкторы-летчики из Ульяновской объединенной школы пилотов и авиатехников, из высшей летно-планерной школы ОСОАВИАХИМа в Коктебеле, курсанты Ивановского аэроклуба проходили здесь практику. Ковровских курсантов командировали в Херсонскую авиашколу на штурманское отделение. Проводились летные областные соревнования, сборы начальников летно-планерных станций в Коктебеле (1936), инструкторов-планеристов в Туле (1939) и т.д. В 1940 году у Ковровского аэроклуба появляются и филиалы. Сотрудники аэроклуба направляются в п. Красную Горбатку, в п. Савино, в г. Судогду для организации и ведения теоретической учебы с курсантами основного набора 1940/1941 уч. года 5.
Первым начальником Ковровского АК был Николай Адольфович Симсон. Родился он в 1905 году в Гродненской губернии в семье слесаря железнодорожных мастерских. В 1914 году семья была эвакуирована на станцию Сеньково Вязниковского района «как беженцы от империалистической войны». До назначения начальником аэроклуба Симсон работал кочегаром и помощником машиниста на мельнице, проводником вагонов пассажирских поездов, на различных должностях в Госстройтресте и Заводстрое. В ноябре 1937 г. на основании распоряжения начальника авиации Ивановского Совета ОСОАВИАХИМа комдива тов. Уварова Симсон сдал дела вновь назначенному временно на должность начальника АК командиру звена Горбунову Григорию Георгиевичу, причина не указывается. В это же время увольняют с работы помполита Прибылова Сергея Михайловича, дела он сдает парторгу аэроклуба М.М. Дутову. Уже в декабре назначается комиссар аэроклуба Александр Дмитриевич Лавров. В июне 1938 г. приказом Ивановского областного аэроклуба им. Прокофьева на основании предписания ЦС ОСОАВИАХИМа дела по аэроклубу принял Павел Данилович Архиреев. В октябре 1938 г. комиссара Лаврова снимают с работы за необеспеченность руководства политикомассовой работой, в ноябре и.о. комиссара зачисляют П.В. Кокурина, уже в декабре появляется еще и должность политрука, им стал А.К. Беспалов, но он много не наработал – предупреждение за срыв уроков по политическим занятиям, выговор за появление в нетрезвом виде, увольнение за появление на вечернем занятие в нетрезвом виде. 1 октября 1939 г. к исполнению обязанностей начальника АК приступил В.М. Панов Дата последнего подписанного им приказа – 8 мая 1941 года. 6 апреля 1941 г. дела командира отряда принимает вновь заступивший В.А. Заевский, 25 мая на этом посту его сменяет Лебедев, и в конце мая старший лейтенант Виктор Антонович Заевский подписывает приказы как начальник АК, он был им до момента ликвидации АК в 1942 году .
Попасть в число курсантов АК было не так легко. Сохранился бланк «заключения отборочной комиссии по отбору учлетов в Ковровский аэроклуб Осоавиахим». На заключении предусмотрены подписи председателя комиссии, зам. председателя парткома Ковровского экскаваторного завода, представителей райкома ВЛКСМ, НКВД, райсовета ОАХ, АК. Имеется также приказ о зачислении в состав курсантов с формулировкой: «на основании посылки треугольником Ковровского экскаваторного завода и полностью оформленных документов и решения районной отборочной комиссии …». Еще в одном приказе (02.01.36) комиссия именуется районная отборочная медицинская и мандатная комиссия». Медкомиссию проходили «при здании Р.В.К.».
Среди документов, которые желающие стать учлетами должны были представить в комиссию, была и справка о социальном происхождении. Но, тем не менее, есть приказы об отчислении курсантов и увольнении работников АК «за скрытие соц. происхождения». Отчисляли также за плохую посещаемость, за систематическую пьянку, «по летной неуспеваемости», а не сдавших зачеты по Уставам РККА отстраняли от полетов. Но надо сказать, что таких приказов немного .
И у курсантов, и у летно-технического состава была форма, которая описывается в приказах. Уже в марте 1935 г. предписывается лётное обмундирование, как-то: валяные сапоги, комбинезоны зимний и летний, очки, шлем кожаный, краги, перчатки и свитера шерстяные носить только в лётно-учебное время. Например, для участия в демонстрации 7 ноября 1937 г. весь постоянный и переменный состав должен к 9 часам явиться к зданию АК; форма одежды для постоянного состава – плащи и пилотки, для переменного состава – комбинезон и шлем. На майские праздники 1938 г. состоялся парад всех подразделений АК (на тот момент это взвод парашютистов и 3 взвода курсантов-пилотов), форма для них – комбинезон с черным галстуком на белой сорочке. Читаем приказ от 22 мая 1938 г.: «На основании устава внутренней службы РККА и распоряжения ЦС ОСОАВИАХИМА приказываю всему личному составу носить во время служебного рабочего времени следующую форму: ботинки с крагами или сапоги, бриджи, гимнастерку с петлицами ОСОАВИАХИМА и пилотку. На аэродром выходить как техническому так и летному составу в комбинезонах и фуражках или пилотках». Летный костюм мог быть и премией «за добросовестное отношение к работе» .
Обучение курсантов состояло из трех этапов: теория – наземная подготовка – лётное обучение. Преподавали следующие теоретические дисциплины: политподготовка, строевая подготовка, физическая подготовка, Уставы РККА, теория полета, штурманская подготовка, самолет У-2, мотор М-11. Для определения качества теоретической подготовки по окончании учебного года назначалась специальная комиссия, преподавателям предлагалось «составить вопросник на отдельных листах, в которых должно быть не менее 4-5 вопросов из различных тем, глав, разделов; составить расписание консультаций, проводить индивидуальные консультации, зачеты.
После окончания теоретической подготовки курсантов формировали в летные группы и группу парашютистов и летом переводили «в лагерные условия учебы на аэродроме на полное довольствие в счет дотации от заводов для лучшего усвоения пилотской программы». Например, в августе 1937 г. был назначен выезд в лагеря постоянному летно-техническому составу, имеющему отношение к подготовке пилотов, и всему переменному составу в счет декретного отпуска и дополнительного отпуска на 1 месяц. Все постельные принадлежности – за счет АК, питание переменного состава – за счет АК из расчета 9 руб. в день согласно договоренности со столовой.
В первые годы деятельности АК были и наборы учлетов-планеристов, с ними проводили «планерную подготовку с расчетом своевременной передачи их в летное звено», все же предшественником АК была летно-планерная школа.
Очевидно, первый выпуск АК был все же «парашютный», и только потом появились пилоты. Об этом можно судить хотя бы по следующим данным: весной 1936 г. закончилась теоретическая учеба с курсантами-пилотами 1-го набора, летом – с группой парашютистов завода ИНЗа уже 2-го набора. Весной 1937 г. по распоряжению Управления авиации ЦС ОАХ СССР лучших курсантов подготовки 1936 г. зачисляют для обучения на инструкторов общественников без отрыва от производства. Кстати, если первые годы все обучение шло без отрыва от производства, то позднее появляются группы с обучением с отрывом от производства, а также с двухгодичным обучением.
Возвращаясь к самому процессу обучения, надо сказать, что курсанты допускались к самостоятельным полетам только после налета с инструктором определенного количества часов (не менее 9), и в списках курсантов, которым разрешен самостоятельный вылет, всегда указывался налет часов и количество посадок. Конечно, подавляющее число курсантов – мужчины, но были и женщины. В делах есть списки курсантов, например, на 1 января 1940 г. – это 4 группы по 2 звена, в каждом звене по 12 человек, в том числе 1-2 девушки. Многие из них не отставали от мужчин. Например, курсантки Трантина и Кашеварова были посланы учиться в Херсонскую авиашколу, в 1940 году они вернулись в АК в должности инструктора-летчика. Курсантка Панкова стала затем инструктором-общественнником.
В программу подготовки пилотов входили и прыжки с парашютом, есть такой интересный термин в приказах – «пилоты-перворазники». В списках допущенных к прыжкам курсантов около некоторых фамилий имеются карандашные пометки – «не прыгал». Почему не прыгал, конечно, не указано, здесь можно строить догадки – заболел, опоздал на вылет, или испугался? Ну а тем, кто окончил теоретическое обучение и совершил прыжки с самолета У-2, присваивалось звание парашютиста, и вручались значки.
Распорядок дня курсантов, особенно в лагерях, был расписан очень подробно. Сюда входила и утренняя зарядка, и политинформация, и уроки, и самоподготовка, и, конечно, учебно-тренировочные полеты. Если курсанты летали, в основном в дневное время, то командирские полеты совершались с 3-00 до 11-00, с постоянным составом совершались и дневные учебные слепые полеты по маршрутам: Ковров-Суздаль-Судогда-Ковров, Ковров-Суздаль-Владимир-Ковров, Ковров-Ильинская-Судогда-Ковров, Ковров-Вязники-Шуя-Ковров, Ковров-Иваново-Суздаль-Ковров.
Если зачеты по теоретическим дисциплинам курсанты сдавали комиссии АК, то прием пилотов и инструкторов, подготовленных Ковровским АК, проводила комиссия ВВС или НКО (в разных документах по-разному). Еще в 1938 году АК по приему инструкторов-летчиков был прикреплен к части 4168, испытания летчиков проводили представители этой части .
Одним из главных праздников для АК был День Авиации. К нему готовились, старались показать все достижения. Вот, например, приказ о распорядке дня 18 августа 1938 года: с 14-00 до 14-20 парад, затем митинг, запуск авиамоделей, с 15-00 до 15-30 ученический полет, в котором нужно было показать, как ученик впервые плохо держит самолет. В 15-30 начинался полет строем 5 самолетов «в клину», которые делают 2 захода над публикой на высоте 300 метров, далее полет связанного звена, пилотаж звеном – выполняют по 2 раза по 3 серийных петли на высоте 600 м в зоне аэродрома, пролетают над публикой на высоте 70 м, посадка строем. Затем другая группа пилотов выполняет по 2 боевых разворота, 2 глубоких виража, 2 переворота, 4 серийных петли и 5 витков штопора, пилотаж на высоте 600 м, взлет и посадка по одному. После этого – пилотаж одиночного самолета с рядом упражнений. Затем начинались показательные прыжки с самолета: одиночные, групповые из 3-х и 5-ти самолетов, с отцепкой в воздухе вышечного парашюта, с задержкой 7 секунд. Была подготовлена авиамодельная выставка. Для публики выставили самолет, старший техник Сидоренко «объяснял материальную часть самолета», Фастовец – «объяснял парашют» .
Думается, такие праздники привлекали в АК еще больше молодежи, и не случайно в 40-м году проводят и дополнительные наборы в АК, для обучения всех желающих уже не хватает помещений. Весной 1940 г. распускают группу авиамехаников; курсантам, имеющим образование 8 классов, предлагают перейти на лётное отделение с предварительным прохождением медкомиссии. В это же время отменяют общеобразовательную подготовку с пилотами запаса, их передают на особый учет в военкомат .
К сожалению, за 1941 г. сохранилась не книга приказов, а лишь листочки выписок из приказов по личному составу. Поэтому начало Великой Отечественной войны отражено только сведениями об уходе в РККА шоферов, охранников. Очевидно, курсантов переводят на казарменное положение, так как появляются приказы о наказаниях (вплоть до ареста) за самовольный уход из лагеря, за опоздание из отпусков. Инструкторам-летчикам категорически запрещается совершать полеты над городом. Новые наборы курсантов уже не проводились .
Весной 1942 г. была попытка объединить Ковровский и Владимирский АК на базе Ковровского АК, но решение это отменили .
В июле 1942 г. выбывают в РККА авиатехники, инструкторы-летчики, командиры звеньев, командир отряда; в сентябре бойцов военизированной охраны переводят на работу в Горсовет ОАХ. Последний приказ по АК датирован 7 октября 1942 г. – увольняют ввиду ликвидации АК кладовщика, шофера, уборщицу, машинистку – последних работников. До самого момента ликвидации АК возглавлял Виктор Антонович Заевский. Во время войны воевал на 2-м Украинском фронте, совершил 60 боевых вылетов на разведку войск противника и провел в ночном небе 4458 часов. 23 февраля 1945 г. ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Среди выпускников АК есть еще два Героя Советского Союза, и в документах имеются о них сведения. Например, в приказе от 23. 02. 1940 г. читаем: «за хорошую посещаемость и успеваемость объявляю благодарность курсантам …, в том числе Владимиру Бурматову». 4 июля 1940 г. его назначают старшиной отряда. Во время войны Владимир Александрович Бурматов был штурманом 255-го истребительного авиационного полка 5-й минно-торпедной авиационной дивизии ВВС Северного флота, звание Героя Советского Союза присвоено 31 мая 1944 г. Выпускником Ковровского АК был и Иван Васильевич Першутов, заместитель командира эскадрильи 525-го штурмового авиаполка 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, звание Героя Советского Союза присвоено 26 октября 1944 г. посмертно .
К сожалению, не сохранились личные дела курсантов, хотя есть приказ о том, что к 7 июля 1940 г. их оформление должно быть закончено.
И еще хотя бы об одном человеке нужно сказать. Это Фастовец Гаврила Евстропович. Командированный из Ивановского АК Фастовец назначается инструктором парашютного спорта 22 июля 1935 года. 15 мая 1936 г. инструктор парашютного спорта 1ой категории Фастовец назначается начальником парашютной станции. В 1938 году он уже командир спортивного парашютного отряда. В деле есть характеристика тов. Фастовца: «С работой справляется хорошо, знает свое дело отлично, летает хорошо. Поломок и аварий не имеет, дисциплинирован, член ВЛКСМ. В общественной работе участвует, морально устойчив, политически грамотный, к работе относится добросовестно с желанием, к своим подчиненным требователен». В 1937 году у него родился сын Авиард, который стал летчиком-испытателем. 9 сентября 1976 г. Авиарду Гавриловичу Фастовцу было присвоено звание Героя Советского Союза за испытание и освоение новой авиационной техники и проявленные при этом мужество и героизм .
К сожалению, в фонде нет других документов – например, учебных планов и программ, не сохранилась переписка, которая имеет небольшой срок хранения, а с течением времени становится очень интересной. Поэтому на многие, возникающие при чтении приказов вопросы, мы не получаем ответы. Помочь могут документы других аэроклубов области, возможно, провести какие-то параллели, аналогии, дополнения. То есть сохранилось огромное поле для работы исследователей. Но даже, то немногое, что есть в архиве, представляет большую ценность.