Авиамодельный спорт, соревнования

На данной странице размещена информация о  авиамодельном спорте, соревнованиях, и  полезная информация для моделиста.

Это нужно знать каждому моделисту, занимающемуся радиоуправляемыми моделями пилотажных самолётов. Информация полезна моделистам с абсолютно любымуровнем подготовки. В обзоре, приведённом ниже, изложены основные принципы предстартовой подготовки модели пилотажного самолёта к полёту и выполнению полётного задания.

Карта обслуживания моделей самолетов

  СЕЗОН ПОЛЕТОВ.

1.    Самолет достали с полки.     Зарядите батареи приемника, проверьте под нагрузкой в 1А. Зарядите батареи передатчика и проверьте при передаче ВЧ сигнала. Подключите сервоприводы, установите приемник, батареи и антенну.   Проверьте затяжку и заделку наконечников тяг двигателя, рулей высоты, элеронов и   руля поворота, замените их при необходимости. Проверьте качество и функционирование всех управляющих поверхностей, их углы отклонения, крепление петель подвески. Проверьте нейтрали управляющих плоскостей серьгами тяг механически или  триммерами  на передатчике. Проверьте и при необходимости выполните настройку продольной и поперечной  балансировки. Добавьте или уберите грузики. Проверьте затяжку болтов двигателя, моторамы, крепление топливного бака. Проверьте правильность и качество топливных линий, установите фильтр. Скомплектуйте кок, затяжные  и фиксирующие гайки пропеллера. Подберите пропеллеры, проверьте их исправность, и замените при необходимости.  

   Домашние приготовления. (H = может быть сделано накануне вечером) Скомплектуйте полетный ящик: столик передатчика, тестер бортового питания с  нагрузкой 1А, ключи, свечи, тахометр, пропеллеры, резиновую ленту и прочее. Подготовьте стартерный блок (заранее зарядите его аккумулятор, проверьте  разъемы и штекеры, заправочную топливную помпу). Подготовьте передатчик, скомплектуйте и уложите в чемодан. Проверьте наличие топлива в заправочной канистре. Положите чистящие салфетки, тряпки, чистящий спрей и спирт. Не забудьте положить крепеж и трубки крыльев и хвостового оперения, узлов  самолета, собираемых в поле. Не откладывайте это на потом ! ! ! Захватите панаму или кепку, солнцезащитные очки. Неплохо иметь раскладные стул или кресло, тент, зонтик, брезентовый полог. Зарядите заранее батареи для фото и видеотехники. Разместите позиции рядом с выходной дверью по категориям:         а)  фюзеляж, крылья, хвостовое оперение, готовые для погрузки в автомобиль         б)  топливо, передатчик, полетный ящик, стартерный блок, аксессуары. Дважды проверьте все, что ничего не забыли дома. Осмотрите все вокруг автомобиля – не оставили ли чего при погрузке! Последнее, проверьте позиции по пунктам  внутри автомобиля: самолет и его узлы, топливо, передатчик, батареи, полетный ящик и стартерный блок, аксессуары.   

Подготовка в поле Отнесите передатчик TX или ВЧ модуль на контрольный стол (если требуется). Соберите самолет. Проверьте крылья и фюзеляж на отсутствие трещин  и разломов. Установите крылья и хвостовое оперение с подключением соответствующих  сервоприводов. Зафиксируйте плоскости болтами крепления или фиксаторами. Приверните  стойки шасси. Установите пропеллер, надежно затяните и зафиксируйте его, поставьте кок и затяните, как      следует, его  болт. Проверьте напряжение батарей приемника  бортовым тестером под нагрузкой 1А. Взяв, передатчик или ВЧ блок с контрольного стола, установите частоту канала. Проверьте напряжение батарей передатчика, включив ВЧ передачу. Проверьте отрицательные и положительные движения сервоприводов плоскостей. Проверьте на передатчике позиции триммеров элеватора, руля, элеронов и дросселя. Заправьте бак топливом. Проверьте топливные линии на отсутствие утечек, проверьте  состояние заправочных и дренажных штуцеров ( закрыты или открыты). Возьмите самолет, передатчик  и стартерный блок и идите в стартовую зону. Включите     1) передатчик ON   2) приемник ON Проверьте радиус действия аппаратуры, отойдя примерно на 35 шагов от самолета со  сложенной антенной. Освободите карманы рубашки от мелких предметов, которые могут выпасть: (сигареты, зажигалки, расчески, карандаши и ручки).    

  Непосредственно перед взлетом и в полет. Полностью разверните антенну передатчика !!! Обязательно пригласите помощника. Распределите обязанности. Убедитесь, что стартовая зона свободна от зрителей. Начните запуск: проверните рукой пропеллер, чтобы заполнить топливопровод. Установите ручку дросселя в положение от  1/4  до 1/3. Подключите накал к свече (включите зажигание) и приведите в действие стартер, запустите двигатель, замерьте обороты. Продвиньте ручку дросселя к полным оборотам, через 15сек отключите накал. Отрегулируйте максимальные обороты, затем откройте иглу на  1/8 – 1/4 оборота Удерживая самолет вертикально, перенастройте иглу,  если обороты падают. Проверьте обороты в горизонтальном положении и на холостом ходу. При необходимости подрегулируйте холостые обороты. Возьмите самолет и идите на взлетную полосу. Проверьте направление ветра. Проверьте, что на полосе нет других моделей. Объявите  Взлет. Очистить полосу Плавно добавляя обороты двигателя и  компенсируя начавшееся движение рулем поворота, увеличивайте скорость, чтобы обеспечить взлет. Слегка подтянув на себя  ручку элеватора, взлетайте! Освободите ручку руля, когда самолет оторвется от  земли. Возникший крен компенсируйте элеронами.   

  После посадки. (H = может быть сделано дома после крайнего полета) Выключите       1) приемник      2) передатчик (OFF) Очистите поверхности самолета и двигатель от остатков топлива и грязи. Очистите самолет чистящими средствами и двигатель кисточкой или тряпкой смоченной спиртом, не бензином. Проверьте напряжение на батареях приемника  и передатчика. Проверьте целостность самолета. Устраните незначительные повреждения.  Проведите необходимые регулировки. Снимите кок и проверьте затяжку пропеллера. Настройте положением наконечников тяг нейтрали элеронов (или с помощью триммеров на передатчике). Настройте положением наконечников тяг нейтрали руля и элеватора (или Trim) Проверьте положение дросселя, его триммирование, затем настройте выключение  двигателя при положении триммера внизу. Проверьте крепление осей и состояние втулок шасси и затяните их как требуется. Проверьте внутренности самолета: топливопроводы, крепление бака, крепление  сервоприводов,   электрические соединения. Проверьте внешние узлы самолета: шарниры, рычаги и тяги серво, рычаги  управления плоскостями, петли подвески. Проверьте состояние двигателя, его крепление, крепление моторамы к силовому  шпангоуту, тяги и шарниры управления двигателем. Переберите все при  необходимости. Проверьте хвостовое оперение, проверьте в совместной работе. Проклейте и усильте любые ослабленные узлы. Заполните бак топливом для следующего полета. Уберите все ненужные инструменты и механизмы до следующего полета.

  Профилактика. еженедельно Проверьте плоскости и фюзеляж на отсутствие пробоин, смените обтяжку или заклейте пробоины скотчем или клеящей лентой. Проверьте заделку наконечников тяг элеватора и руля, замените при необходимости. Проверьте качество и функционирование всех управляющих поверхностей, их отклонения,  крепление петель подвески. Проверьте нейтрали управляющих плоскостей серьгами тяг механически или триммерами на  радио. Снимите кок и проверьте исправность и затяжку пропеллера. Замените его в случае наличия вмятин или повреждений. Ежемесячно Промойте топливный бак и топливопроводы внутри спиртом. Устраните всю внешнюю копоть и остатки топлива из двигателя Смажьте оси посадочного устройства, колеса и шины промойте водой с мылом . Очистите полностью все закрытые поверхности и защитите воском для автомобилей. Смените пропеллер и кок.  Затяните гайку пропеллера  и кока. Проверьте все связи сервоприводов и батареи питания с приемником, выключателем. Проверьте затяжку болтов двигателя и крепления моторамы. Замените согнутые  болты. Контролируйте состояние батарей питания приемника и передатчика.

  Сезон дождей и снега (хранение). Снимите двигатель и топливную систему, промойте чистящими средствами и потом  обильно спиртом. Отсоедините и снимите все радиокомпоненты с самолета, проверьте их на  работоспособность.  Переберите все тяги, выпрямите или замените неисправные, соответственно и вновь  установите.  Повторно  соберите самолет  и отрегулируйте все механизмы.  Проверьте и при необходимости выполните настройку продольной и поперечной балансировки.

Предстартовая подготовка и настройка пилотажной модели самолёта

  Подготовка перед стартом Настройка модели самолёта-необходимый и очень важный шаг для освоения высшего пилотажа. Многие авиамоделисты не уделяют этому должного внимания, наивно полагая, что технически самолёт полностью соответствует всем параметрам и критериям, которые были заложены в его конструкцию изначально при проектировании. Это в корне не верно, а внекоторых ситуациях и опасно. На заседании турнира IMAC, Известный пилот ФАИ и конкурент Турнира чемпионов ТОС Майк Каглия и другие пилоты обсуждали настройки самолетов. Все пришли к выводу о необходимости выполнения предполётных настроек самолётов как обязательного элемента предполётной подготовки. Многие моделисты не настраивают свои самолёты должным образом-и это является одной из фатальных ошибок на соревнованиях. Начальный этап Первоначальный наиболее важный аспект, необходимый для регулировки самолета по нормальному- это углы установки аэродинамических плоскостей и регулировка величин хода рулей и плоскостей управления. Для этих манипуляций лучше использовать измерители отклонения углов аэродинамических плоскостей. Нам необходимо точно определить величины отклонения наших плоскостей. Если вы не можете воспользоваться специнструментом, воспользуйтесь линейкой, транспортиром и др, но измеритель углов установки производит эту работу быстрее,проще и лучше. В течение всего процесса, вам необходимо будет совершить несколько полётов, и затем изменять и корректировать по необходимости то, что потребует корректировки.Очень важно каждый раз изменять только одну настройку и затем повторно проводить испытания самолёта. Подготовка модели самолёта. Любая настройка самолета происходит уже в течение процесса изготовления самолета. Ниже приведён базовый перечень деиствий и операций, чтобы начать. Вы также по желанию можете добавить и  другие вещи-всё зависит от конструктива, а приведнные ниже правила не являются догмами. Перед первым полетом нужно тщательно проверить и осмотреть модель.  Двигатель и вся аппаратура должны уже быть смонтированы в модели и проверены на работоспособность. Перед проведением проверочных испытаний уместно произвести зарядку аккумуляторов передатчика, приемника питания стартовой панели и накальных приспособлений. Проверка геометрии самолета. Крыло. Крыло не должно иметь перекосов, круток, а также иных деформаций. Если не удалось исправить ситуацию – придется полностью демонтировать и переделывать крыло. Модели имеющие разъёмное крыло – особое внимание необходимо обратить на идентичность углов установки левой и правой консолей. Симметричность и установочные  углы. Затем следует проверить симметричны ли углы установки крыла и стабилизатора. Размер расстояния от законцовок стабилизатора до измеряемых ответных законцовок крыла должны быть абсолютно одинаковыми. Угол установки киля относительно стабилизатора должен равняться 90 градусам. Помимо вышеперечисленного, необходимо проверить перпендикулярность осей крыла и стабилизатора относительно продольной оси фюзеляжа,проверить параллельность осей крыла и стабилизатора. Центровка. Центровка модели самолёта-важнейший этап, от этого напрямую зависят его лётные качества. Как правило, центровка моделей самолтов с обычным прямоугольным крылом должна располагаться в 27-35 прцентах хорды крыла от передней кромки. Если речь идт о трапециевидном крыле-тогда рассчт центровки несколько изменяется- необходимо вычислить среднюю аэродинамическую хорду крыла-каждую консоль разделить по длинне на равные отрезки, и по середине мы и получим САХ-среднюю аэродинамическую хорду крыла, по ней и необходимо замерять продольную центровку модели самолёта, которая должна соответствовать вышеописанным критериям. Если продольная центровка будет более 35 процентов-тогда самолёт начнёт кабрировать, если менее 25-пикировать.Для новичка лучше больший пикирующий момент, чем кабрирующий, так как модель при слишком задней центровке ведёт себя в воздухе непредсказуемо, что для новичка чревато. Однако про центровку не стоит забывать никогда, и лучше, чтобы она находилась в допустимых пределах. Допустимые пределы центровок. Эти величины очень просто вычислить-достаточно произвести ряд действий с моделью по нахождению истинного центра тяжести. Тогда же мы и замечаем допустимый ход центровок относительно наших измерений на вышеуказанную величину, что-то около 10 процентов, по 5 процентов в ту или иную сторону. Следует пометить центровочный участок измеряемого диапазона порлоской цветного скотча, и при последующем ремонте или модернизации самолёта, не выходить за эти рубежи центровок. Поперечная центровка. В отличие от подолной, поперечная центровка призвана соблюдать массовую симметрию летательного аппарата.Основные манипуляции следует проводить с крылом. Обе консоли крыла должны быть абсолютно равновесными и не перевешивать при вычислении центра тяжести. Если одна из консолей крыла всё же перевешивает, стоит вычислить первопричину этого явления, и ликвидировать её. Если одна консоль тяжелее другой, можно воспользоваться несколькими методами. Первый метод заключается в том, что приведение к нормальной центровке сводится к утяжелению лёгкой консоли крыла. Это не самый лучший способ, нарушающий культуру веса модели, поэтому я бы его не рекоммендовал. Второй способ-облегчение тяжлой консоли. Метод лучше первого, однако потребует вмешательства в конструктив крыла. Выбирать лучше компромисс из этих вариантов, так как ситуации при которых обнаруживается разность центровочных значений, самые разные, а действия по ликвидации разности всегда одинаковы. В любом случае, качественная юстировка центровки на всех этапах эксплуатации авиамодели не повредит. Настройка системы радиоуправления. Расположение приемника и аккумуляторов. Основное правило-лёгкое позади тяжёлого. Тоесть, лёгкий приёмник должен располагаться позади тяжёлого аккумулятора. При грубой посадке непременно последует поступательное движение тяжёлого вперёд, и , для того, чтобы избежать поломки приёмника, его следует всегда размещать сзади. Второе правило.по равнозначимости равно как и первое-фиксировать разъмы и клеммы контактов радиооборудования.Также не следует забывать и об амортизации электроники. Например, у меня, автора этих строк уже был печальный опыт отключения кварца приёмника во время полёта. Всё из-за того, что банально не проклеил кварц скотчем, кварц вылетел из-за вибрации. Модель пилотажного самолёта с ДВС в итоге была разбита и восстанавливалась месяц из обломков подобно пазлу. Не самые приятные ощущения в этой ситуации, поэтому советую обратить внимание на этот аспект всех. Передатчик. Если вы используете компьютерный передатчик-тогда стоит обнулить и сбросить все показания предыдущих модельных настроек. Эта манипуляция необходима для того, чтобы все текущие настройки были удобочитаемы и коррректны, не загрязнены посторонними данными.Это весьма удобно, так как высвобождает много времени, позволяя уделять процессу полётов больше времени, а процессу селекции нужной информации-меньше. Следует определиться и с расходами настроек сервомашинок управления. Сначало нужно зафиксировать в память бортового компьютера вашей системы радиоуправления основные максимальные углы отклонения сервомашинок. Это необходимо для  чёткой юстировки крайних положений рулевых поверхностей. Все рулевые машинки имеют разные углы поворота, однако встречаются и такие, которые вращаются на 360 градусов. Для них следует ставить ограничение поворота в регулировках экспоненты. Да и вообще, не следует пренебрегать регулировкой экспоненты, так как эта функция очень помогает при настройках и регулировке. Подключение к  каналам. При подключении к каналам радиоуправления важно понимать-какую функцию и конструктивные особенности кинематики несёт в себе та или иная конструкция. Элероны например подключаются штатно и весьма распространённо посредством Y кабеля, который позволяет микшировать сигнал от одного канала приёмника двум исполнительным механизмам. При применении одной сервомашинки микширование происходит механически, путм применения соответствующих тяг и качалок управления. Какой способ предпочтительней? С точки зрения надёжности и эффективности-первый, но с точки зрения простоты реализации и работы-второй. Тем не менее, все современные , более менее нормальные пилотажные модели самолётов имеют первый тип подключения элеронов с двумя сервомашинками. Если на крыле есть механизация, то она должна быть присоединена к какому-либо свободному каналу примника и задействоваться должна от отдельной команды с передатчика. Подключение рулей высоты и направления происходит также посредством примника и кабелей, идущих от соответствующего канала приёмника на нужную сервомашинку управления. Угы настраиваются аналогичным способом. Все разъёмы должны быть достаточно прочно закреплены на приёмнике, их крепление обеспечивается специальной конструкцией клемм приёмника и штекеров приводов. Сам приёмник должен располагаться на виброустойчивом материале, желательно например, обмотать его в поролон или аналогичный виброгасящий материал. Если есть кварц-законтрить его путём проклейки скотчем, дабы избежать его выпадения от вибрации.   Настройки плоскостей управления. Расходы поверхностей управления, или , иначе говоря, максимальные углы отклонения рулевых поверхностей вашего самолёта-это те величины, от которых в последующем и будет зависеть управляемость вашей модели. Не следует пренебрегать этими настройками. Как уже и описывалось выше, для измерения углов нам могут пригодится специзмеритель углов. Если его нет , ищем замену в виде линеек, транспортиров и штангенциркулей. Настройки нужно выполнять за несколько этапов. Первый этап-электронный. Выполните движения ручками управления своего передатчика до упора во все стороны и зафиксируйте их в нейтраль. Триммера также до упора , а затем верните в нейтраль. Произведя данные манипуляции, легко понять, где истинно будут находится рули и при этом, какие углы отклонений они имеют. Затем, необходимо выполнить механическую регулировку, повторно производя вышеописанную юстировку. При этом нужно выявить самые незначительные отклонения, которые несомненно, будут присутствовать.Следует запомнить, что все регулировки необходимо выполнять сначало электроникой, затем механикой, как бы, фиксировать результат. При нейтральных положениях ручек и триммеров управления рули также должны быть в истинной нейтрали. Любые триммерные настройки в полёте не допускаются, так как это показатель того, что исходные настройки не верны и их придётся изменять механически. При производстве этих настроек нам очень помогут измерители углов отклонения плоскостей. Желательно, чтобы плоскости управления всегда отклонялись на одинаковом расстоянии в обе стороны. Это необходимо для наиболее адекватного управления моделью в воздухе. Механика крепления приводов отклоняемых плоскостей весьма проста и представляет из себя тяги, кабанчики и качалки. На одной модели все эти способы скомбинированы в различных соединениях. Настраивая углы отклонения и расходы важно понимать, каким образом происходит кинематическое движение в этих узлах. Рассмотрим принципиально простое соединение-привод руля высоты. Мы имеем-тягу от сервомашинки, качалку с регулировочными отверстиями. В зависимости от конструкций, углы наклона плоскостей меняют длинной тяги, подгоняя её таким образом,  чтобы при установленной и работающей! в нейтраль сервомашинке длинна тяги обеспечивала нейтраль плоскости.Саму плоскость при проведении всех манипуляций следует зажать в приспособлении, которое настроено на нейтраль.  Длинну тяги регулируют, в зависимости от её конструкции, несколькими способами. Самый простой-для проволочных тяг фиксированной длинны-создание компенсационного изгиба. По мере регулировки этот изгиб можно сгибать и разгибать, тем самым создавая различную длинну тяги на одном из её концов. Второй способ заключаетсмя в применении стоперов- специальных крепёжных метизов на рулевой машинке или на качалке. Чтобы отрегулировать длинну подобным образом, необходимо пропустить излишнюю длинну сквозь специальное отверстие в корпусе стопера, а затем зафиксировать выбранное положение винтом, расположенным на стопере для фиксации тяги. Эти манипуляции также стоит проводить при помощи приспособления, который поможет установить нейтраль на руле. Третий способ -применение специальных кабанчиков для крепления тяг на качалки. Регулировка сводится к тому, что мы имеем возможность отрегулировать длинну тяги с помощью специальной резьбовой насадки (кабанчика), который наворачивается на резьбе по тяге. Способ наиболее точный и прецизионный. Все вышеперечисленные регулировки производить при включенной аппаратуре радиоуправления, с зафиксированными сервомеханизмами в нейтраль, с нейтральными настройками передатчика и цифровых триммеров. Для настроек расходов необходимо знать правило рычага. Так как физически наша система качалка-тяга представляет из себя рычаг,из того и следует, что эта система подчиняется правилу рычага. Тяга, подходя к качалке , как правило закреплена на одном из её отверстий. Эти отверстия сделаны не случайено-они созданы для регулировки расходов отклонений рулевых поверхностей. Настройка в этом случае выглядит таким образом. Допустим, у нас слишком большие углы отклонения плоскостей управления. Нам необходимо убавить их. Делается это очень просто-переставляя тягу на дальнее отверстие качалки от (плоскости управления) мы тем самым, создаём меньший рычажный эффект (плечо рычага уменьшается), и наша плоскость изменяет углы отклонений на меньшие. Также стоит обратит внимание и на качалку сервомашинки-она имеет такую же конструкцию и аналогичное крепление тяги, при необходимости выполнить манипуляции и с ней. Однако здесь есть нюанс. Тяги на рулевых машинках представляют из себя первичный рычаг, поэтому, для того, чтобы уменьшить отклонение рулевой плоскости, на сервомашинке необходимо переставлять тягу отверстиями ближе к оси вращения качалки.Тем самым мы уменьшим плечо образуемой рычажной системы напрямую. Все эти действия по изменению расходов и настройке углов отклонений следует производить исключительно при взаимном согласовании. Например, при регулировке расходов могут сбится настройки нейтрали. необходимо компенсировать эти изменения, и вообще контролировать процесс специнструментом-измерителем углов настройки аэродинамических поверхностей авиамоделей.Во время настроек необходимо убедиться в том, что все части движутся свободно, без люфтов и заеданий. Если что-то за чего-то задевает-исправить это. Модель, имеющая закусывание в управлении к полётам не допускается! Ниже приведу основные значения углов для первоначального освоения полёта. Эти углы в последующем могут быть изменены. Углы отклонения элеронов – 12-15 градусов в обе стороны Углы отклонения руля высоты – не более 18-24 градусов в обе стороны Углы отклонения руля направления – не менее 25 градусов в обе стороны Двигатель. Крепление двигателя. У моделей с ДВС двигатель подвержен интенсивной вибрации, и требования к его креплению несколько иные, чем на электролётах. Перед полётами следует проверить все крепления,(моторама, крепление двигателя и другие крепления) а также сам корпус двигателя на отсутствие трещин, деформаций и течи топлива. Вращающийся пропеллер-источник повышенной опасности, поэтому его крепление должно быть надёжно, не лишним будет проверить его. Также, стоит обратить внимание на состояние лопастей винта, отсутствие на них повреждений в виде трещин и деформаций. Двигатель должен иметь выкос-обязательное условие для компенсации гироскопического и аэродинамического момента от вращения винта. Выкос должен быть подобран индивидуально для каждой модели, при этом ось двигателя должны быть отклонены вправо вниз, (для моделей с тянущим винтом), какими по сути и являются радиоуправляемые модели пилотажных самолётов. Проверить топливную систему на отсутствие утечек топлива и надёжность крепления всех её элементов-топливного бака, трубок подачи топлива и трубок наддува бачка.Трубки должны плотно насаживаться на штуцера и не соскакивать с них, не допускать течи и не быть дырявыми. При подозрениях о ненадёжности той или иной системы-заменить неисправную деталь. Не забываем полетный ящик (внём хранится инструмент и необходимые материалы, которые необходимо собрать заранее) Ещё раз всё проверим-и можно отправляться в поле.

Пилотажные комплексы для радиоуправляемых пилотажных самолётов класса F3A на 2012-2013 год.

 

Пилотажная модель самолёта

Добавить комментарий для Maks rs Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>